Фото Benito Barco и Autumn de Wilde
www.ableton.com
перевод – Ольга Пикулина
Нет места лучше для старта любой музыкальной истории, чем Лос-Анджелес – родной город Марка Рамоса-Нишиты, также известного как Money Mark. Музыкальный авантюрист по жизни, обладающий разносторонним вкусом к широкому спектру музыкальных жанров, всевозможным аппаратным синтезаторам и инструментам подлунного мира.
Он вкалывал обычным плотником до тех пор, пока однажды не подвязался починить ворота в одном из домов Лос-Анджелеса, который по счастливому стечению обстоятельств оказался местом новой дислокации группы Beastie Boys на западном побережье. По ходу ремонта парни пронюхали о музыкальных интересах и выдающихся талантах Нишиты и завербовали его для участия в строительстве собственной студии G-Son. А заодно и приняли в лоно группы в качестве бессменного музыкального сподвижника, наградив в процессе работы прозвищем Money Mark. Неотъемлемый ингредиент достояния Beastie Boys, Нишита здорово поспособствовал записи и выпуску в 1992 году альбома «Check Your Head», равно как и последующих «Ill Communication» и «Hello Nasty».
С тех пор Money Mark на протяжении двух десятилетий является самобытной музыкальной движущей силой, добившись успеха в качестве сольного исполнителя сначала с доморощенным 30-трековым альбомом «Mark’s Keyboard Repair» (первоначально вышел как серия из трех отдельных десятиминутных записей). А затем с «Push the Button» 1998 года, который так же, как и первый альбом, был выпущен на достопочтенном лейбле Mo Wax Джеймса Лавелла. В придачу Нишита снискал репутацию креативщика, способного привлечь к сотрудничеству самых разноплановых музыкантов, включая Йоко Оно, Yeah Yeah Yeahs, и Бека (клавиатурные рифы мега-хита «Where It’s At» с альбома «Odelay» принадлежат Марку).
Накануне его выступления на предстоящем саммите Loop в Берлине мы выяснили, какие секреты мастерства можно подчерпнуть из творческих закромов этого музыкального ветерана. Тем более что как раз на днях в рабочем LA-графике Нишиты образовалось окно. С присущими ему энергией, творческим подходом и нюхом на актуальные технологии и приемы, Money Mark стремительно ведет нас через биты своей музыкальной истории, чтобы дать некоторое представление о своих методах работы и разъяснить, почему он уверен, что ключ к преодолению творческого кризиса – это просто неверие в его существование.
A: – Как твои творческие приемы эволюционировали с годами? Ты все еще пишешь песни так же, как и на первых двух альбомах «Mark’s Keyboard Repair» и «Push Button»? Или твой теперешний подход к музыке совершенно изменился?
Money Mark: – Здорово то, что к сегодняшнему дню появилось гораздо больше различных рабочих инструментов и способов воплотить идею. Изначально мои идеи рождаются из самих попыток выстроить структуру песни как таковую. Затем идет создание, изучение, семплирование, выстраивание последовательности и применение записанных звуков (я стремлюсь использовать все по максимуму). Альбом «Mark’s Keyboard Repair» появился в качестве экспериментальной концепции, основанной на вольно интерпретированной идее кинематографиста Ларса фон Триера «Догма 95» (коммерчески успешная в последствии идея заключалась в том, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи – прим. перев.). Я подумал, что смогу воплотить все это в музыке, установив для себя несколько правил. Вот они:
1. Использовать простой цикл перкуссии.
2. Задействовать только четыре дорожки.
3. Не перегружать.
4. Никогда не повторять стиль песни.
5. Использовать только один микрофон (Shure SM57) для всего.
6. Никакого сжатия.
7. Размещать лишь по десять треков на альбоме. Записывать только на винил, по пять записей на каждую сторону (я ограничиваюсь тремя пластинками, включающими в сумме 30 треков).
Были еще и другие правила, но я их подзабыл. Я находился под влиянием «Догмы 95» еще и потому, что это было очень про-спилберговское время. Всё выглядело таким гладеньким, причесанным. Очень часто в композициях применяли до 68 треков для записи одной единственной песни. Так что альбом «Mark’s Keyboard Repair» создавался еще и как некий протест против всего этого.
Читать продолжение: MONEY MARK: КОНСТРУИРУЯ КРЕАТИВ. PT.2