Марти Сартини Гарнер
фото Глена Э. Фридмана
FLOOD Magazine
перевод – Ольга Пикулина
Читать начало: НОВЫЙ РАССВЕТ: КАК «CHECK YOUR HEAD» СОЗДАЛ BEASTIE BOYS. PT.1
Их аудитория не понимала их. Их лейбл не хотел с ними общаться. Но не стоило волноваться: для Beastie Boys наступило совершенно новое утро.
Очень важно, что джем-сейшены, из которых потом складывалась пластинка, были записаны группой. «Мы будем слушать мэтров, а затем соберемся и сыграем, как The Meters, и при этом никогда не станем звучать как они», – усмехается Кальдато.
«Мы пришли из хардкора! Мы не кончали консерваторий и музыкальных школ, – говорит Даймонд. – Поэтому черпаем вдохновение у других художников, но ни в коем случае не соревнуемся с ними. Напротив, можем только присмотреться: что, к примеру, в этой работе заставляет нас любить ее так сильно и что в ней нам кажется наиболее крутым? При таком подходе результат совсем не похож на первоисточник».
Может возникнуть соблазн считать «Check Your Head» сборником из нескольких биг-битовых хип-хоп композиций, объединенных набором жанровых фишек и звучащих как закос под Ричарда Groove Холмса. Да еще и с треком «Groove Holmes», что только усугубляет положение. Однако это не так. К примеру, «Time for Livin’» воспринимается как убедительный довод в пользу раннего хардкора и возможно еще и потому, что его музыка написана малоизвестными панками Front Line (в придачу текст позаимствован у Sly Stone). Композиция «Live at P.J.’s» цитирует группу Kool & the Gang самим своим названием («Live at P.J.’s» – третий альбом, выпущенный американской фанк-группой Kool & the Gang, популярной в 1970-х и 1980-х г.г., песни с таким названием на нем нет). А в пронзительном ракурсе басс-линии Яука угадывается Fugazi (американская пост-хардкор-банда, образованная в Вашингтоне в 1987 г., исполняла жёсткий пост-хардкор c использованием тяжёлых риффов). Трэк «POW» переплюнул The Meters, сменив начальную тему на другую после вопля «Хай-йах!» из композиции «Cissy Strut».
«Мы рассуждали так: мы вольны взять всю эту парашу и изобретать, используя целое столетие в качестве палитры, – говорит Нишита. – Давайте просто все это смешаем».
Однако альбом отличается особой дерзостью, которая отказывается признать себя смелостью. Ни у кого не возникнет мысли, что разместить латинскую танцевальную композицию, исполненную на приглушенном органе, сразу вслед за высохшим на солнце камнем «Gratitude» – это дурацкая идея. Альбом полностью доказал, что Beastie Boys способны быть мощными и убежденными в своем успехе, что их отличительные черты узнаваемы, даже если творческих ограничений для них не существует. «Они к нам присмотрелись и запали на нас после выхода «Check Your Head», потому что он пришелся им по вкусу во многих отношениях, – Даймонд говорит о том, как группа обрела свою аудиторию, когда наконец-то отправилась с альбомом в тур. – Возможно, это была не та музыкальная траектория, которую они ожидали, но они запали на нас».
«Мы рассуждали так: мы вольны взять всю эту парашу и изобретать, используя целое столетие в качестве палитры, – добавляет Нишита. – Давайте просто все это смешаем».
***
Несмотря на музыкальную прогрессивность, которую они явили в «Paul’s Boutique», Beasties в те времена были далеки от утонченного восприятия мира в своих текстах. Женщины завоевывались и оставлялись позади, и Яук, небрежно бряцающий своим оружием, в строчках, которые вскоре станут печально известными, с ненавистью сообщает: «I was making records when you were sucking your mother’s dick». Прошли годы, но до сих пор испытываешь шок, слыша, как эти слова изрекает тот же голос, что спустя буквально пару-тройку лет обещает «любить и уважать до конца дней» всех женщин в своей жизни.
Художественные достоинства «Licensed to Ill’s» скрыты за незрелостью, которая порой является движущей силой альбома. И дальнейшая особая приверженность участников группы правам человека, которая демонстрировалась как на, так и вне сцены (также как подобострастные извинения Яука в песне «Sure Shot» из «Ill Communication’s») делает этот альбом чем-то вроде «в семье не без урода» в дискографии группы. Далеко не сигнализируя о переосмыслении, тексты на «Paul’s Boutique» воспринимаются как естественное развитие событий: вокальные парты стали более усложненными, а лирика более гибкой, но они пока еще не сказали все, что могли бы.
«Только после «Check Your Head» до нас дошло, как наши записи оказывали влияние на людей и как наши действия влияли на них», – вспоминает Даймонд. Позже, обсуждая тур в поддержку альбома, он замечает, что они впервые выступали в помещениях, достаточно небольших, чтобы находиться в реальном взаимодействии с публикой на осмысленном уровне, и что они перестали быть «рок-стар-чуваками, которые нуждаются в том, чтобы их ограждали от аудитории».
Возможно из-за растущего чувства ответственности группа оставила в «Check Your Head» многое недосказанным. В какой-то момент Яук заявил, что альбом станет инструментальным. Эта идея свыше в художественном смысле окончательно будет реализована на альбоме «The Mix-Up» 2007 года. Случись же ей полностью воплотиться в 1992 году – карьере группы почти наверняка пришел бы конец. Но даже когда они смягчились, большая часть вокальных партий прошла через «ацкие микрофоны» и голоса рэперов на выходе изменились до неузнаваемости. «Check Your Head» часто особо впечатляет, когда остается немногословным. Взять нарко-даб «Something’s Got to Give» – один из концептуальных пиков альбома, построенный на бессловесном песнопении, клавишных импровизациях Нишиты и даббовых ударных Даймонда. Продакшн Кальдато использует заимствования из Лии Scratch Перри (основателя музыкального стиля даб, считающегося экспериментальной и психоделической разновидностью реггей). Но текст явно повествует о реальном мире. «I wish for peace between the races,» – «Я желаю мира между расами», – начинается песня. «Someday, we shall all be one,» – «Когда-нибудь, мы все будем едины».
«(Яук) был невероятно сострадательным и чутким человеком. Я не знаю, откуда у него были эти качества, но он имел их и проявлял к тем, кто в них нуждался», – говорит Mike D.
2 comments on “Новый рассвет: Как «Check Your Head» создал Beastie Boys. Pt.2”